Международная

ИНАСАН

О.С.Бартунов, И.Ю.Золотухин

ГАИШ

Содержание

• Что такое виртуальная обсерватория?

• На пути к созданию МВО:

- Астрономические данные

- Каталоги

- Центры данных, ВО

• IVOA: состав, цели, рабочие группы

• Научные задачи, публикации • Российская виртуальная обсерватория – Зеркалирование мировых ресурсов – Объединение российских ресурсов – Научные задачи РВО • Совещания в России и в мире.

• Заключение САО РАН, 16 сентября 2010 г.

Традиционный путь открытий астрономических объектов подразумевает изобретение, создание и использование новых телескопов и наблюдательных методов.

Виртуальная Обсерватория позволяет изменить эту схему, поскольку для новых открытий используются существующие данные из архивов и каталогов Генеральная задача ВО – доставлять данные, полученные когда-либо, с любого телескопа в мире на любой компьютер в любое время САО РАН, 16 сентября 2010 г.

Виртуальная обсерватория включает в себя • астрономические данные (в виде архивов космических и наземных телескопов, каталогов, баз данных);

• средства поиска, доступа к данным и их обработки;

• научные приложения результатов работы с данными.

САО РАН, 16 сентября 2010 г.

Астрономические данные Специфика астрономических данных состоит в том, что поскольку астрономические явления переменны, данные со временем не обесцениваются.

Физики и астрономы производят массу измерений: физики отбрасывают большинство, астрономы используют их все и комбинации этих данных САО РАН, 16 сентября 2010 г.

Астрономические каталоги • Первые каталоги для ~103 звезд созданы более 2000 лет назад • С XVIII века, после изобретения телескопа, каталоги содержали ~ объектов • Современные большие каталоги содержат ~109 объектов (USNO-B1.0, SDSS, …) САО РАН, 16 сентября 2010 г.

Центры астрономических данных Центр астрономических данных, Москва (ЦАД, CAD) Astronomical Data Analysis Centre de Donnees astronomiques de Canadian Astronomy Data European Southern Observatory, Center, Tokyo (ADAC) NASA Astronomical Data Strasbourg (CDS) Centre, Victoria (CADC) Garching (ESO) Center, Greenbelt, Maryland Beijing Astronomical (ADC) Infrared Processing and Data Center (BDC) Analysis Center (IPAC) Inter-University Center for Astron. & Astrophys., Pune (IUCAA) Центры астрономических • Centre de Donnees astronomiques de Strasbourg (CDS) • NASA Astronomical Data Center, Greenbelt, Maryland (ADC) • Центр астрономических данных, Москва (ЦАД, CAD) • Astronomical Data Analysis Center, Tokyo (ADAC) • Beijing Astronomical Data Center (BDC) • Inter-University Center for Astron. & Astrophys., Pune (IUCAA) • Centro de Datos Astronomicos, La Plata (CDA) • European Southern Observatory, Garching (ESO) • Infrared Processing and Analysis Center (IPAC) • Canadian Astronomy Data Centre, Victoria (CADC) астрономических данных • Хранение (авторы не хранят данные длительное время) • Дублирование (региональный трафик дешевле международного) • Передача (перевод данных на носители с меньшей плотностью) • Обработка (выборки, кросс-идентификация, визуализация) • Экспертиза (сбор информации о ресурсах, обзоры) • Создание (+ рекомендации) Прогресс в астрономии Значительное увеличение наблюдательных возможностей – общая площадь зеркал (в кв.метрах) телескопов мира (трехметровых и крупнее) увеличилась в 30 раз за последние 25 лет – космические миссии Лавинообразный рост наблюдательных данных – терабайтные (а скоро – петабайтные) обзоры неба в широком диапазоне длин волн – миллиарды регистрируемых объектов, сотни измеряемых параметров для каждого объекта – и общий объем астрономических архивов, и их количество ежегодно удваивается Астрономические данные сегодня • Астрономические каталоги – 1970 год: 20 каталогов из 4 обсерваторий – 2010 год: ~9000 каталогов • Основным источником астрономических данных становятся большие оцифрованные обзоры неба :

примерно 1Tb на все небо / в одну эпоху / в одном спектральном диапазоне • Астрономия находится на ярко выраженном этапе экспоненциального роста объема наблюдений – В 2000 SDSS за первые 2 месяца собрал больше цифровой информации (20Tb), чем все телескопы мира до него (CCD – с – В 2015 LSST за первые 5 дней соберет больше информации (30 Tb за ночь), чем SDSS Виртуальные обсерватории • 2000 г. – первые проекты (США, Европа), решение XXIV ГА МАС о создании в рамках Комиссии № рабочей группы курирующей создание МВО • Конец 2001 г. – Российская виртуальная обсерватория (решение Научного совета по астрономии РАН) • Лето 2002 г. – образование Альянса «Международная виртуальная обсерватория»

(IVOA) • 2003 г. – демонстрация возможностей первых прототипов ВО САО РАН, 16 сентября 2010 г.

Мультихроматический мультивременной подход САО РАН, 16 сентября 2010 г.

Мультихроматический мультивременной подход... должен сопровождаться разработкой стандартов Разработчики стандартов объединены в Рабочих группах Альянса • Задача групп: выработка стандартов для описания астрономических данных, объектов, процессов, программной архитектуры • Документы и стандарты IVOA:

http://www.ivoa.net/Documents/ Процесс принятия стандартов IVOA (аналогично W3C) Пример формата, одобренного IAU до VO: Flexible Image Transport Format • FITS – самый популярный формат для обмена данными в астрономии. Одобрен IAU.

• FITS используется для передачи и хранения изображений (и табличных данных).

• FITS разработан специально для научных данных и потому включает в себя метаданные, описывающие информацию о фотометрической и пространственной калибровке, вместе с метаданными исходного изображения, которые хранятся в удобочитаемом заголовке, формата ASCII.

• Поддержка FITS доступна во множестве языков программирования, которые используются для научных работ.

• Data Access Layer (Уровень доступа к данным) • Data Modeling (Модели данных) • Resource Registry (Сбор и организация метаданных о ресурсах данных и информационных службах) • VO Event (определяет стандартный пакет информации, описывающий событие на • Semantics (Придание семантического смысла большой коллекции астрономических каталогов и таблиц) • VO Query Language(Язык запросов Виртуальной Обсерватории ) • VOTable (Определяет и поддерживает XML стандарт для представления табулированных ВО данных) • Applications (определяет необходимое ПО для доступа данных в ВО) • Grid & Web Services (определяет возможности использования GRID и WS в • Theory – определяет/уточняет стандарты для поддержки теоретических данных (результаты расчетов, синтетические спектры, изображения,...) и служб в рамках ВО.

• OGF(Open Grid Forum) Astro-RG (Astronomical Grid Community Research Group) - исследует возможность использования GRID технологий для обработки, анализа астрономических данных, осуществляет связь VO-GRID сообществами.

• Data Curation & Preservation - занимается вопросами долгосрочной сохранности данных (центры данных, целостность, репликация, происхождение) САО РАН, 16 сентября 2010 г.

Стеклянные библиотеки Отдельный вид астрономических данных представляют собой стеклянные библиотеки, которые в настоящее время создаются на многих обсерваториях.

Последние годы все чаще обсуждаются предложения о внесении стеклянных библиотек в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Особую ценность представляют собой обзоры, полученные в прошлом коллективными усилиями астрономов разных стран и послужившие основой для многих фундаментальных исследований.

Wide-Field Plate Database:

European Plate Archives (WFPDB) Sofia Sky Archive Data CenterBulgarian Academy of Sciences Main Directions:

Catalog of WFPA_v.6.0: 438, ~ 2.2x106 plates Plate logs transformation Search in WFPDB _on line Plate digitization and visualization Relationship to other projects:

Collaboration: CDS, ESO, IVOA, GAVO, UDAPAC, RVO, http://www.skyarchive.org САО РАН, 16 сентября 2010 г.

All Sky Plate Distribution САО РАН, 16 сентября 2010 г.

FOR MORE INFO...

Ask me at the address: milcho@skyarchive.org Website:http://www.skyarchive.org г.

More Descriptions:

FOR MORE INFO...

WFPDB: SEARCH

САО РАН, 16 сентября 2010 г.

Астрономические данные и приложения (программы обработки) • Программы пользователей • Приложения IVO • Мировые сервисы астрономических данных Панхроматический подход к изучению вселенной Крабовидная туманность (комбинированное изображение) в различных спектральных диапазонах (всего возможна комбинация десятка диапазонов) Конкретные научные • Поиск кандидатов в коричневые карлики • Отслеживание транзиентных событий • Морфологический анализ галактик • Идентификация кандидатов в сверхновые • Поиск квазаров с большим красным смещением Поиск кандидатов в коричневые карлики • Демонстрация прототипа NVO (показали красные (i-z) цвета в SDSS и голубые (J-Ks) цвета в 2MASS) привела к открытию новых кандидатов в коричневые карлики. На поиск ушло две минуты (вместо недель или месяцев). Исследована 1/200 часть неба.

• Впоследствии результат был подтвержден спектроскопическими наблюдениями на крупнейшей наземной обсерватории Keck.

Мегавспышки на нормальных звездах Главной последовательности Слабые, непродолжительные транзиентные события Поиск квазаров второго типа • Очень красные источники рентгеновского излучения • Padovani et al. (AVO), комбинируя информацию с VLT, HST и Chandra, открыли 30 квазаров второго типа (ранее было известно 9 таких объектов) ESO Press Release 14/04 (28 May 2004) Теоретические данные в ВО • GalMer: Galaxy Mergers Database в VOFrance • Коллекция теоретических спектров в Spanish-VO • Синтетические модели PEGASE.2 / PEGASE.HR звездных популяций в VOFrance • Результаты космологических симуляций в Italian VO Прецизионная космология Кластеры в обзоре DPOSS Численное моделирование 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 200516 сентября 2010 г.

Российская виртуальная обсерватория (РВО) В декабре 2001 года НСА РАН внес Проект РВО в числе важнейших международных проектов РАН.

Координаторами Проекта являются ИНАСАН, САО РАН, ГАИШ и ИПИ РАН. Участники работ – целевые коллективы ряда астрономических учреждений.

Российская виртуальная обсерватория является открытым проектом, и любое сотрудничество с другими учреждениями приветствуется http://www.inasan.ru/eng/rvo http://www.inasan.ru/rus/rvo Российская виртуальная • Российская - ориентирована на российского потребителя - аккумулирует российские ресурсы - доступна для всех астрономов и непрофессионалов • Виртуальная - "распределена" среди обсерваторий и институтов - поддерживает "наблюдения" оцифрованного неба в удаленном доступе • Обсерватория - предоставляет доступ к большим областям неба в различных спектральных диапазонах - поддерживает широкий спектр астрономических исследований - предоставляет возможность использования новых вычислительных методик Активно действующие Рабочие группы РВО Данные РВО Руководитель О.Ю.Малков, ИНАСАН База стеклянных библиотек Звенигородской обсерватории Руководитель С.В.Верещагин, ИНАСАН Архивы наблюдательных данных Руководитель О.П.Желенкова, САО РАН Технологии информационной инфраструктуры Руководитель Л.А.Калиниченко, ИПИ РАН Разработка сервисов РВО Руководитель О.С.Бартунов, ГАИШ База стеклянных библиотек российских астрономических обсерваторий и поддержка ОКПЗ Руководитель Н.Н.Самусь, ИНАСАН, ГАИШ Центр астрономических данных

ИНАСАН

• является региональным филиалом Страсбургского центра астрономических данных • координирует работу секции “Базы данных и информационное обеспечение” Научного совета по астрономии РАН • представительствует в Международном астрономическом союзе (Комиссия № МАС “Документация и астрономические данные”) • представительствует в международном комитете CODATA • представляет РВО в IVOA Задачи российской виртуальной обсерватории • Обеспечить российских астрономов удобным доступом к мировым астрономическим ресурсам.

– Зеркалирование популярных зарубежных ресурсов данных.

– Создание электронных справочников по основным мировым астрономическим Интернет ресурсам.

• Объединить российские астрономические данные и интегрировать их в международную виртуальную обсерваторию.

– Создание списка основных российских астрономических Интернет ресурсов. Создание реестра.

– Оцифровка стеклянных библиотек (и, в первую очередь, соответствующих журналов наблюдений).

- Зеркалирование популярных зарубежных ресурсов данных.

ADS (Astrophysics Data System) – крупнейшая астрономическая электронная библиотека, объединяющая 4 библиографические базы данных (астрономия и науки о планетах, физика и геофизика, космические инструменты, астрон.

препринты). Около 3.6 млн. записей.

VizieR – наиболее полная база данных астрономических каталогов и таблиц данных. В настоящее время содержит около 7000 каталогов, также включает в себя каталоги, доступные по FTP, и словарь обозначений небесных объектов.

INES – система обработки и распространения данных архива, содержащего более 110000 спектров для ~9600 объектов, полученных за время выполнения миссии IUE.

САО РАН, 16 сентября 2010 г.

VALD – Венская база данных атомных линий, объем данных 6 Gb. Оригинал в Австрии; зеркала: США, Швеция, Германия Wide Field Plate Database – информация о примерно 2100000 астрономических широкоугольных пластинках, размещенных в 345 архивах во всем мире.

Безансонская база данных по двойным системам (в 2010 году будет установлен основной сайт) САО РАН, 16 сентября 2010 г.

Зеркала: также в планах • SIMBAD – крупнейшая база данных объектов за пределами Солнечной системы: 4,678,722 objects, 13,353, identifiers, 233,141 bibliographic references, 6,630,999 citations of objects in papers.

Объединить российские астрономические информационные ресурсы как важный компонент для интеграции в Международную виртуальную обсерваторию.

- Создание списка основных российских астрономических Интернет ресурсов - Оцифровка стеклянных библиотек Main Russian astronomical organisations Moscow and Moscow region • Sternberg State Astronomical Institute • Institute of Astronomy (INASAN) • Astro Space Centre of Lebebev Physical Institute St. Petersburg • Institute of Terrestrial Magnetism, Ionosphere and Radiowave Propagation (IZMIRAN) • Institute of Applied Astronomy About 100 astronomical and astronomy-related organisations, departments, institutes http://www.inasan.rssi.ru/eng/rvo/rus_res.html Каталоги, созданные в ЦАД • Каталог областей звездообразования • Каталог звездных масс • Библиографический каталог по звездной поляризации • Каталог астрофизических параметров двойных систем • Каталоги масс и возрастов звезд рассеянных скоплений • База данных по маломассивным двойным системам • …………………………...

Регистр ресурсов астрономических данных • Впервые создан: • Обновлялся: 2003, 2005, 2006, 2008, Тематическая структура и динамика профессиональных российских астрономических Интернет-ресурсов данных, 2002- Stellar Stars Solar Solar-Earth Sun Radio Cosmic Mixed data астрономических ресурсов в Интернет Стеклянные библиотеки и журналы САО РАН, ГАИШ МГУ, ГАО РАН, ИПА РАН, ИНАСАН наблюдений Астрономическое ПО и справочная ГАИШ МГУ, АИ СПбГУ, ИПА РАН, ФТИ им. Иоффе Профессиональные астрономические ГАИШ МГУ, САО РАН, ПРАО АКЦ ФИАН, ИКИ РАН публикации Образовательные и популярные ГАИШ МГУ, АИ СПбГУ, ПРАО АКЦ ФИАН, Ур ГУ, Russia: longitude-latitude and light pollution Оцифровка стеклянных библиотек • В ИНАСАН и ГАИШ развернуты работы по переводу в цифровую форму коллекций астронегативов группы Переменных звезд и Звенигородской обсерватории ИНАСАН.

• Проведены необходимые исследования сканирующей аппаратуры, сделаны пробные сканы ряда фотопластинок.

• Списки пластинок и журналы наблюдений переводятся в электронную форму.

• Создан и поддерживается сайт http://skanlab.narod.ru, оперативно отражающий состояние работ по сканированию пластинок на ЗО ИНАСАН.

requested by astronomical their activity is closely connected with scanning and processing of the astroplates of the collections of outcomes of this process became САО РАН, 16variables. г.

Wide-Field Plate Database:

Included Ukrainian Plate Catalogues • Активно проводится работа по созданию стеклянных библиотек астрономическими учреждениями Украины. Создано 43 архива, которые уже включены в WFPDB • На основе объединения этих архивов планируется создать Украинскую Виртуальную обсерваторию • Создана и вошла в IVOA Армянская Виртуальная обсерватория -ArVO. Основой для ее создания послужил Digitized First Byurakan Survey (DFBS) It is the digitized version of the famous Markarian survey the largest spectroscopic database in the world, providing low-dispersion spectra for 20,000,000 objects. The whole Northern sky and part of the Southern sky at high galactic latitudes have been observed, altogether more than 17,000 deg2. It is especially valuable for extragalactic research. UV-excess galaxies (Markarian galaxies), 1100 blue stellar objects and late-type stars have been discovered on the basis of DFBS, as well as infrared (IRAS) sources have been optically identified.

• Some projects based on the DFBS have been already put forward, including search for new QSOs and other AGN, identifications of IR and X-ray sources, etc.

В Астрономической обсерватории Латвийского Университета создан

BALDONE SCHMIDT TELESCOPE PLATE CATALOGUE

Решать научные задачи, используя существующие и создавая новые ресурсы астрономических данных.

САО РАН, 16 сентября 2010 г.

Российская виртуальная обсерватория - • Создание трехмерной карты межзвездного поглощения по данным больших фотометрических обзоров (совместно с ВО США).

• Разработка базы данных двойных и кратных звезд (совместно с ВО Франции). Определение фундаментальных параметров звезд.

Диссертации на основе ВО • Кандидатская: И.Ю.Золотухин., «Галактические и внегалактические исследования с использованием современных обзоров и Виртуальной Обсерватории», Диссертационный Совет Д501.001.86 при МГУ имени М.В.Ломоносова, октябрь • Докторская (принята к защите):

И.В.Чилингарян, «Эволюция галактик ранних типов: наблюдения, моделирование, виртуальная обсерватория», октябрь Крупнейший каталог новых рассеянных звездных скоплений • Koposov, Glushkova, Zolotukhin, 2008, A&A, 486, • Glushkova et al., 2010, AstL, 36, • Выполнен при помощи службы доступа к каталогам ГАИШ, SAI Catalog Access Service (Koposov et al. 2007) • 168 новых рассеянных скоплений, найденных по многоцветной фотометрии в гигантских звездных каталогах • Представлены средства для получения новых научных результатов из данных каталога (+ данные ВО) в режиме on-line • Пример: в каталоге нет собственных движений, но за 5 минут их можно получить для скопления, а затем, например – кривую вращения Галактики.

• http://ocl.sai.msu.ru Первая ВО-публикация в междисциплинарном журнале • Chilingarian et al., 2009, Science, 326, 1379, «A Population of Compact Elliptical Galaxies Detected with the Virtual Observatory»

• Популяция новых объектов, открытая в ВО (было известно 2, сейчас – 25) • Использованы ConeSearch, запросы в VizieR, NED, архив HLA, теоретическая • Всероссийские астрономические конференции: август 2001, Санкт-Петербург; июнь 2004, Москва; сентябрь 2007, Казань; 2010, Нижний Архыз • Съезды Евро-Азиатского астрономического общества:

Москва: май 2002 (VI); июнь 2005 (VIII); июль 2008 (IX) • Электронные библиотеки: октябрь 2002, Дубна: октябрь 2003, Санкт-Петербург; сентябрь 2004, Пущино; октябрь 2005, Ярославль; октябрь 2007, Переславль; 2010, Казань • Информационные системы в фундаментальной науке:

САО РАН, Нижний Архыз: июль 2002, июль • Russian Virtual Observatory Workshop: апрель 2006, Москва • Совещание IVOA и Small Project meeting: сентябрь 2006, Москва Ближайшие встречи • Digital Libraries (October 13-17, 2010), Kazan • ADASS XX (November 7-11, 2010), Boston • IVOA Interoperability Meeting, (December 7-11, 2010), Nara, Japan 10-летний опыт ВО показал, что • На нас движется самое настоящее цунами данных, справиться с которым можно только объединяясь и координируя усилия в структурах, подобных IVO.

• Грядущие несколько десятилетий станут эпохой data intensive astronomy.

• Выиграет тот, кто не просто получит и сохранит данные, а тот, кто сможет сделать их доступными широкому научному сообществу посредством удобных и привычных для сообщества [стандартных] механизмов работы с данными.

Виртуальная обсерватория • является лучшим телескопом в мире • Ведет к демократизации астрономии • открывает новую эру не только в астрономии, но и в науке Спасибо !

APS POSS I

• positional accuracy, • complete down to Present-day all-sky catalogues (prepared by N.Kharchenko) САО РАН, 16 сентября 2010 г.

Финансирование • МВО: $25 миллионов на первые 5 лет • Subaru (один из крупнейших наземных телескопов, 8.3 м): $377 миллионов (наблюдательная ночь на таком телескопе стоит около $50 тысяч) • Galileo (14-летняя миссия к Юпитеру, закончилась 21 сентября 2003): $1. миллиарда • HST (крупнейший космический телескоп):

$6 миллиардов на период 1989- Финансирование – начало • США - выделено 10 млн. долларов на 5 лет • Великобритания - выделено 5 млн. фунтов на 3 года • Евросоюз - выделено 4 млн. евро на 3 года • Канада - выделено 4 млн. канад. долларов на 2 года • Индия - выделен 1 млн. долларов на 3 года • Германия - выделен 1 млн. евро на 2.5 года • Австралия - запрошено 0.5 млн. австр. долларов на первый год • Япония - запрошено 35 млн. йен на первый год • Италия - запрошен 1 млн. евро • Франция - запрошено финансирование на 1 год Construction of 3D map of the galactic interstellar extinction • Cross-identification of stars in modern large photometric surveys • Calculation of interstellar extinction from multiwavelength photometry • Determination of spectral types and distances to stars in surveys, estimation of interstellar extinction • Incorporation of future multi-wavelength surveys Determination of fundamental stellar parameters • Preparation of machine-readable version of catalogues of binary stars (available only in Russian and only in printed version).

• Classification of eclipsing binaries and determination of masses and other astrophysical parameters of components of binary/multiple systems.

• Integration of the resulting data into the Besancon Database of Binaries (BDB) and Virtual Observatory.

В текущем состоянии галактической астрономии известно лишь 2% галактических рассеянных скоплений от их ожидаемого числа.

Информация о них накапливалась десятилетиями и, даже столетиями в результате усилий множества Данные неоднородны и непригодны для систематического анализа.

Оптические/ИК отождествления рентгеновских объектов • Рентгеновские источники (взаимодействующие двойные) являются также H эмиттерами. Они могут быть найлены по высокоселективным фотометрическим критериям в гигантских H обзорах (IPHAS, SuperCOSMOS H-alpha Survey) • Рентгеновские источники также можно найти в архивах крупнейших телескопов (HST, ESO, CFHT и др.) и обзоров (SDSS, UKIDSS и др.) Оптические/ИК отождествления рентгеновских объектов Эллипсы – рентгеновские наблюдения (красный - Einstein). Поле: слева – UKIDSS, справа – ESO (Zolotukhin et al 2010 MNRAS 401, 1) Оптические/ИК отождествления рентгеновских объектов • Это пример, когда для получения новых научных результатов не нужно выполнять новых наблюдений.

• Это все можно было сделать и без ВО, но – очень долго. Это – archival science САО РАН, 16 сентября 2010 г.

САО РАН, 16 сентября 2010 г.

«Б. Г. Тилак The Arctic Home in the Vedas Being also a new key to the interpretation of many Vedic Texts and Legends by Lokamanya Bal Gangadhar Tilak, b a, 11 B, the Proprietor of the Kesan & the Mahratta Newspapers, the Author of the Orion or Researches into the Antiquity of the Vedas the Gita Rahasya (a Book on Hindu Philosophy) etc etc Publishers Messrs Tilak Bros Gaikwar Wada, Poona City Price Rs 8 1956 Б.Г.ТИЛАК АРКТИЧЕСКАЯ РОДИНА В ВЕДАХ ИЗДАТЕЛЬСКО Москва Ж 2001 ББК 71.0 Т41 Тилак Б. Г....»