11- Астрофизика, физика космоса

Борисевич Алексей Николаевич, главный специалист

Красноярск, Красноярский филиал по космическому мониторингу Национального центра управления в

кризисных ситуациях

фактора образования среднеширотной ионосферы Земли

Колесник Сергей Анатольевич, Колмаков Александр Анатольевич, к.ф.-м.н.

e-mail: alexey@space.akadem.ru стр. 394 Глянцев Анатолий Владимирович, аспирант Пущино, Пущинский государственный естественно-научный институт, Пущинская радиоастрономическая обсерватория, учебный центр астрофизики и радиоастрономии Межпланетные мерцания сильных радиоисточников на фазе спада вблизи минимума 23 цикла солнечной активности Чашей Игорь Владимирович, д.ф.-м.н.

e-mail: glyancevanatolij@yandex.ru стр. 395 Казанцев Андрей Николаевич, магистрант 1 года обучения Пущино, Пущинский государственный естественно-научный институт, Пущинская радиоастрономическая обсерватория, учебный центр астрофизики и радиоастрономии Поиск и мониторинг гигантских импульсов пульсаров на радиотелескопе БСА ФИАН на частоте МГц Потапов Владимир Алексеевич, к.ф.-м.н.

e-mail: kazancev_andrey_106@bk.ru стр. Коксин Алексей Михайлович, 5 курс Кемерово, Кемеровский государственный университет, физический Разработка программного продукта для поиска экзопланет методом транзитов Павлова Татьяна Юрьевна, к.ф.-м.н.

e-mail: astrowander@gmail.com стр. Колбасина Ирина Валерьевна, 4 курс Красноярск, Сибирский государственный аэрокосмический университет, космических исследований и высоких технологий Исследование влияния условий астрометрической обработки на точность определения положения астероида 101 (Helena) Границкий Лев Васильевич, к.ф.-м.н.

e-mail: Kabaskina@yandex.ru стр. Лапухин Евгений Геннадьевич, магистрант 2 года обучения Красноярск, Сибирский государственный аэрокосмический университет, институт космических исследований и высоких технологий Новые переменные звезды в созвездии Lacerta Самусь Николай Николаевич, д.ф.-м.н.

e-mail: slovoktk@mail.ru стр. Никитина Елена Борисовна, аспирант 1 года обучения Москва, Физический институт им. П. Н. Лебедева, отделение теоретической физики Распределение областей генерации излучения на разных частотах в магнитосферах пульсаров Малов Игорь Федорович, д.ф.-м.н.

e-mail: maggika@mail.ru стр. Савранский Дмитрий Сергеевич, аспирант Железногорск, Сибирский федеральный университет, Информационные спутниковые системы, физический Анализ интегральных потоков электронов на орбите H=20000 км в минимуме 23-го цикла солнечной активности Границкий Лев Васильевич, Максимов Игорь Александрович, д.ф-м.н, д.т.н e-mail: savranskydm@gmail.com стр. Предварительные результаты анализа временных рядов солнечного экстремального ультрафиолета как фактора образования среднеширотной ионосферы Земли Борисевич Алексей Николаевич Красноярский филиал по космическому мониторингу Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России Томский государственный университет Колесник Сергей Анатольевич2, к.ф.-м.н., Колмаков Александр Анатольевич2, к.ф.-м.н.

alexey@space.akadem.ru Влияние солнечной активности (СА) на ионосферу Земли является предметом проводимых исследований. Несмотря на то, что факт влияния СА на среднеширотную ионосферу установлен в 40-х годах XX века, открытым остается вопрос о наиболее эффективном и в тоже время физически обусловленном показателе СА.

В работе использовались данные Томской ионосферной станции (ТИС) – первой станции на территории России (СССР), которая начала работу в июне 1936 г. В 1936 году коллективом ТИС, возглавляемым В.Н.

Кессенихом, было показано, что основным ионизирующим агентом верхней атмосферы на средних широтах является солнечное ультрафиолетовое излучение. Ионизующим потенциалом для газовых составляющих верхней атмосферы обладает излучение с длинной волны менее 90 нм. Этот диапазон именуется экстремальным ультрафиолетом (ЭУФ). В последнее десятилетие ХХ века на околоземную орбиту начали регулярно запускаться спутники, с помощью которых получены непрерывные ряды измерений полного потока солнечного излучения в спектральных линиях ЭУФ–диапазона. Ежесуточные данные спутникового спектрометра SEE космического аппарата TIMED, использованные в этой работе, имеют спектральное разрешение 0,1 нм в диапазоне 27 – 180 нм.

Самый длительный ряд прямых измерений потока солнечного ультрафиолета, близкого к интересующему нас диапазону – линия Лайман-альфа (121,57 нм). В УФ–спектре Солнца эта линия мощнее своего окружения на 2-3 порядка (рис. 1). С 1978-го года по настоящее время существуют непрерывные ряды спутниковых измерений потока фотонов на этой длине волны. Кроме того, существует модельная аппроксимация этого ряда до 1947-го года, по данным измерений потока радиоизлучения F10.7.

рис.1. Средний спектр солнечного излучения за весь период измерений (2002 – 2011гг), и коэффициенты корреляции временных рядов спектральных линий и среднесуточной foF Ранее были получены регрессионные соотношения и вычислены коэффициенты корреляции временных рядов различных индексов СА и электронной концентрации слоя F2 ионосферы. Концентрация электронов пропорциональна квадратам критических частот различных слоев ионосферы. Коэффициенты корреляции критической частоты foF2 с наиболее используемыми в моделировании индексами СА составили: для Чисел Вольфа – 0,73, для величины потока радиоизлучения F10.7 – 0,78. Формы регрессионных зависимостей хорошо описываются квадратичными полиномами. В случае рядов излучения Лайман-альфа коэффициент корреляции – 0,81, а регрессионная зависимость имеет строго линейный вид.

По данным спектрометра SEE был сформирован массив ежесуточных величин потоков излучения в спектральных линиях ЭУФ. Измерения ведутся с 2002 г. по настоящее время, что сравнимо с длиной цикла СА.

Определены коэффициенты корреляции между временными рядами всех спектральных линий ЭУФ с foF (рис.1). В отдельных спектральных линиях обнаружено резкое снижение коэффициентов корреляции.

Причиной этого является отсутствие периодической составляющей 11-летнего цикла СА для отдельных эмиссионных линий Пример таких изменений представлен на рисунке 2.

рис.2. Временные ряды плотности излучения 2-х спектральных линий и критической частоты foF Природа этого явления требует отдельного исследования. Различное поведение спектральных линий в течение цикла СА возможно связано с расположением источников в разных слоях солнечной атмосферы (хромосфера, транзитный регион, корона).

Межпланетные мерцания сильных радиоисточников на фазе спада вблизи минимума Глубокова Светлана Константиновна1,2, Тюльбашев Сергей Анатольевич1, Чашей Игорь Владимирович1, Пущинская радиоастрономическая обсерватория АКЦ ФИАН Пущинский государственный естественнонаучный институт Эффект межпланетных мерцаний космических радиоисточников заключается в модуляции интенсивности радиоволн движущимися относительно луча зрения неоднородностями концентрации плазмы солнечного ветра. Принимающий излучение радиотелескоп фиксирует временные флуктуации наблюдаемой плотности потока радиоисточника. Распространение в солнечном ветре ударных волн, связанных с корональными выбросами массы, сопровождается увеличением уровня флуктуаций электронной плотности.

Поэтому наблюдения межпланетных мерцаний могут быть использованы для обнаружения таких ударных волн до их прихода к Земле и для оценки скорости их распространения [1]. Вместе с тем представляют интерес наблюдения мерцаний радиоисточников и на спокойной межпланетной плазме, так как их характеристики должны использоваться в качестве калибровочных. Зная параметры мерцаний в спокойных условиях, можно по наблюдаемым усилениям мерцаний восстанавливать характеристики крупномасштабных возмущений (ударных волн).

В данной работе представлены результаты наблюдений сильных мерцающих источников 3С 48 и 3С 298, выполненных с октября 2006 г. по март 2007 г. (3С 298) и с марта по октябрь 2007 г. (3С 48), когда межпланетная плазма находилась в спокойном состоянии. Наблюдения велись на радиотелескопе БСА ФИАН на частоте 111 МГц при полосе пропускания 600 кГц и эффективной площади телескопа ~ 20 000 м2. В качестве характеристики мерцаний использовался индекс мерцаний m, где I – измеряемая плотность потока, а усреднение проводится по времени.

Были построены зависимости индекса мерцаний от элонгации источника (элонгация – угловое расстояние между источником и Солнцем, отсчитываемое из центра небесной сферы), а также спектры мощности мерцаний. По характерной частоте временных спектров мерцаний получены оценки скорости солнечного ветра:

где - скорость солнечного ветра, - частота излома спектра, - длина волны наблюдения, z 0 cos расстояние до рассеивающего слоя ( z 0 = 1 а. е.), - элонгация источника (угол между направлением на источник и направлением на Солнце) [2].

Полученные зависимости индексов мерцаний от элонгации имеют вид m sin (рис. 1), в то время как сферически симметричная модель солнечного ветра предсказывает зависимость m sin Ослабление зависимости можно объяснить влиянием гелиосферного токового слоя с высоким уровнем турбулентности, т. к. его вклад не зависит от элонгации источника.

Оценки скорости солнечного ветра по формуле (2) хорошо согласуются со значениями, полученными в университете Нагойя методом разнесенного приема [3] по одновременным наблюдениям мерцаний на нескольких радиотелескопах (рис. 2). Тем самым показано, что такие оценки можно успешно делать и с помощью одиночной антенны.

Полученные результаты подтверждают отсутствие в период наблюдений крупномасштабных возмущений межпланетной плазмы. В целом данные наших измерений хорошо согласуются с характерной для минимума солнечной активности бимодальной структурой внутренней гелиосферы с плотным медленным солнечным ветром на низких гелиоширотах и быстрым разреженным на высоких.

Результаты данной работы опубликованы в статье [2].

рис.1. Зависимость индекса мерцаний источников 3С 298 и 3С 48 от синуса элонгации рис.2. Сравнение оценок скорости солнечного ветра по формуле (2) (ось абсцисс) со значениями, полученными Список публикаций:

[1] Власов В.И. Межпланетные ударные волны по наблюдениям мерцаний радиоисточников // Геомагнетизм и аэрономия.

Т. 21. С.927-929. 1981.

[2] Глубокова С. К., Глянцев А. В., Тюльбашев С. А., Чашей И. В., Шишов В. И. Межпланетные мерцания сильных радиоисточников на фазе спада вблизи минимума 23 цикла солнечной активности // Геомагнетизм и аэрономия. Т.51, № 6, С. 1-6. 2011.

[3] www.stelab.nagoya-u.ac.jp.

Поиск и мониторинг гигантских импульсов пульсаров на радиотелескопе БСА ФИАН Пущинский государственный естественно-научный институт Одним из интереснейших феноменов, обнаруженных при наблюдениях ряда пульсаров в радио-, гаммаи рентгеновском диапазонах, является генерация, так называемых, гигантских импульсов (ГИ). ГИ – редкое явление резкого кратковременного увеличения интенсивности индивидуального импульса пульсара. Среди примерно 2000 известных пульсаров только 12 регулярно излучают ГИ в радиодиапазоне. Характерными особенностями ГИ являются: высокая пиковая плотность потока радиоизлучения (превосходящая интенсивность в среднем профиле не менее чем в 30 раз); короткая длительность (обычно несколько микросекунд), сопровождающаяся наличием отдельных более коротких всплесков (длительность самого короткого ГИ, зафиксированного в наблюдениях пульсара в Крабовидной туманности, составила 0.4 нс [1]);

степенной закон распределения импульсов по энергиям; узкая направленность излучения, которая следует из узкой долготной локализации ГИ; высокая степень поляризации. Отметим, что до сих пор не существует удовлетворительной физической модели, объясняющей механизм генерации ГИ. Для разработки теории, объясняющей этот механизм, существующий объем наблюдательной информации недостаточен. Таким образом, проведения массовых наблюдений по поиску пульсаров с ГИ и организация продолжительных наблюдений (мониторинга) таких пульсаров является актуальной задачей.

В каталоге [2] был отобран ряд пульсаров для дальнейших наблюдений. Критериями отбора служили:

возможность наблюдения на радиотелескопе БСА (склонение -10 градусов); малая мера дисперсии; большой поток радиоизлучения от пульсара (достаточно большой для уверенного наблюдения среднего профиля пульсара на БСА). В первом цикле наблюдались 13 пульсаров, в том числе 11 по программе поиска ГИ, а PSR B1112+50 и PSR B0031-07, у которых ГИ были ранее обнаружены [3,4], по программе мониторинга.

Наблюдения проводились на телескопе БСА Пущинской радиоастрономической обсерватории АКЦ ФИАН на центральной частоте 111.846 МГц в полосе 2.3 МГц в период с октября 2011 по февраль 2012 г. Принималось одна линейная поляризация. Время наблюдения в каждом сеансе составляло около 3 минут. Всего поведено сеансов наблюдений. Средний профиль пульсаров за каждый сеанс наблюдения получался сложением всех индивидуальных импульсов. Затем производилось сравнение потока в максимуме среднего профиля с потоком в максимуме индивидуального импульса. Для дальнейшего изучения отбирались индивидуальные импульсы, превосходящие максимальный поток среднего профиля в 30 и более раз (критерий ГИ согласно [3,4]).

В результате анализа наблюдательных данных была подтверждена регулярная генерация ГИ у пульсара PSR B 1112+50, открытая в 2003 году [3]. Импульсы с интенсивностью в 30 и более раз превышающие амплитуду среднего профиля встречались несколько раз на протяжении каждого сеанса наблюдения. Самый мощный обнаруженный ГИ в 90 раз превысил интенсивность в среднем профиле (рис.1). Отметим, что самый мощный ГИ, обнаруженный в [3], превосходил поток в среднем профиле в 80 раз.

рис.1. Самый сильный ГИ пульсара PSR B 1112+50, показанный вместе с увеличенным в 93 раза средним Не подтверждена генерация ГИ у пульсара PSR B0031-07 [2]. На протяжении наблюдений в течение трех месяцев ни одного импульса, который можно было бы интерпретировать как ГИ, не обнаружено. Данный результат может быть следствием нерегулярности генерации ГИ данным пульсаром, хотя не исключена возможность того, что причиной отрицательного результата наших наблюдений явилось ухудшение помеховой обстановки (пульсар наблюдается на высоте 29 градусов над горизонтом).

У пульсара PSR B1237+25 были обнаружены импульсы, которые можно интерпретировать как гигантские. Максимальный поток в самом мощном обнаруженном нами индивидуальном импульсе превзошел поток в среднем профиле в 45 раз (рис.2а). Максимальный импульс был зафиксирован в первой компоненте профиля PSR 1237+25, а самый мощный из зафиксированных в иных компонентах импульсов превзошел поток в среднем профиле в 30 раз (рис.2б).

рис.2. а – самый сильный индивидуальный импульс, показанный вместе с увеличенным в 45 раз средним профилем (штриховая линия), б – пример мощного индивидуального импульса, зафиксированного в другой компоненте профиля, показанный вместе с увеличенным в 30 раз средним профилем (штриховая линия) У пульсаров 0821+26, 1508+55, 1541+09, 1855+09, 1929+10, 1957+20, 2016+28, 2154+40, 2217+47, 2310+42 на протяжении всего периода наблюдений импульсов превышающих поток в среднем профиле в 30 и более раз не обнаружено.

Список публикаций:

[1] Hankins T.H., Kern J.S., Weatherall J.C. et al., Natur, 422, 141 (2003).

[2] http://www.wolframalpha.com/entities/pulsars-index/ [3] Ершов А.А., Кузьмин А.Д., Письма в астрономический журнал, том 29, №2, с. 111-115 (2003).

[4] Кузьмин А.Д., Ершов А.А., Лосовский Б.Я., Письма в астрономический журнал, том 30, №4, с. 285-288 (2004).

Разработка программного продукта для поиска внесолнечных планет методом Поиск экзопланет является важной задачей современной астрофизики. Ко времени написания этой работы открыто уже 420 планетных систем, некоторые из них содержат больше одной планеты, поэтому число открытых планет (514) превышает число систем.

Самым легко реализуемым методом поиска экзопланет является транзитный метод. Он не требует дорогого и сверхточного оборудования. В общем, процесс поиска транзитных экзопланет включает в себя следующие звенья: получение серии фотоснимков некоторого участка неба построение по снимкам кривой блеска выбранной звезды с помощью алгоритмов обработки изображений проверка наличия транзитов вычисление параметров планеты.

Для выполнения первого этапа достаточно даже небольшого телескопа и достаточно малошумного приемника света. Для реализации оставшихся трех этапов необходимо соответствующее программное обеспечение. Существующие свободно распространяемые программы (IRAF, MuniWin и др.) позволяют обрабатывать изображения в формате FITS и проводить фотометрические измерения. Но обработать кривые блеска и получить данные о транзите они не позволяют.

Цель данной работы – разработать такую программу. Возможно, ее появление в свободном доступе увеличит количество открываемых любителями экзопланет. Потенциальные пользователи программы могут получать сырые данные сами, а могут брать их из интернета. Некоторые команды выкладывают наблюдательные данные в Сеть, например миссия Кеплер.

«Сырым материалом» для программы является кривая блеска в виде двух массивов, один из которых содержит время измерения, а другой – значения светового потока. На выходе же мы должны получить параметры транзита или сообщение об их отсутствии. Основные этапы работы программы следующие:

1. Над массивом входных данных совершается преобразование Фурье, с его помощью вычисляется 2. С использованием предыдущего результата, из входного массива выделяются отдельные 3. К каждому из них применяем метод наименьших квадратов для подбора оптимальных 4. Результаты вычислений усредняются по всем периодам.

Специально для тестирования и отладки программы мы создали небольшое приложение, которое искусственно синтезирует транзитную кривую с заданными параметрами, включая отношение сигнал/шум. Оно записывает кривую в файл, который затем считывается основной программой. Алгоритмы обработки находятся в стадии реализации.

рис.1 Искусственные кривые блеска с различным отношением сигнал/шум Исследование влияния условий астрометрической обработки на точность определения Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева В настоящей работе рассмотрены задачи, которые решаются на основе наблюдений одного из астероидов главного пояса: определение элементов орбит на примере астероида 101 с помощью ПЗС-снимков полученных на астрографе Ori-40 и построение траектории его движения. Представлены результаты обработки обзорных наблюдений, проведенных в обсерватории СибГАУ им. ак. М.Ф. Решетнева.

Цель настоящей работы состоит в исследовании влияния условий астрометрической обработки на точность определения положений астероидов с помощью полученных элементов орбиты на примере малого космического тела – астероида 101 (Helena): определение экваториальных координат, вычисление элементов орбиты, построение траектории движения и определение периода обращения астероида вокруг Солнца.

Проведена идентификация снимков в программе Izmccd и получены экваториальные координаты объекта. При помощи программы find_o32 обработаны полученные координаты и найдены элементы орбиты, которые сравнены со значениями взятыми с сайта JPL (см. табл.1).

Таблица Сравнение элементов орбиты полученных экспериментально с данными JPL Определен период обращения астероида вокруг Солнца:

Из табл. 1 видно, что элементы орбит совпадают с достаточной точностью. Точность вычисленных по наблюдениям положений астероидов оценивалась по сходимости величин (О-С), представляющих разности координат, полученных из наблюдений, и их эфемеридных значений. Было показано, что среднеквадратическая ошибка одного наблюдения для координат астероида Helena, имеющего блеск 12.5m, составляет 0.1–0.3.

Набрав хорошую статистику и организовав специальные исследования, можно сделать вывод о причинах ухудшения точности: ошибки, скрытые в используемом звездном каталоге, оптические особенности телескопа, приближения программы обработки, вплоть до выбора модели астроредукции, влияние атмосферы и т.д.

Регулярные наблюдения позволяют уточнить данные каталогов малых планет Солнечной системы.

Список публикаций:

[1] Рябов, Ю. А. Движения небесных тел / Ю. А. Рябов. М. : Наука, 1977. 208 с.

[2] Бакулин, П. И. Курс общей астрономии / П. И. Бакулин, Э. В. Кононович, В. И. Мороз. М. : Наука, 1977. 544 с.

[4] JPL малых тел Обозреватель баз данных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ssd.jpl.nasa.gov/sbdb.cgi#top, свободный.

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева Методы поиска переменных звезд по принципу использования наблюдательного материала (фотопластинки, пзс-кадры) можно условно разделить на два метода. Первый метод заключается в том, что для поиска используются два разнесенных по времени фотоснимка (ПЗС-снимка) одного и того же участка неба. Сравнивая звезды на разных снимках выявляют кандидаты в переменные звезды. Во втором методе, предварительно все звезды на каждом снимке фотометрируются. Для звезд строится распределение среднеквадратичного отклонения блеска от ее звездной величины. В случае изменения блеска среднеквадратичное отклонение будет иметь большее значение и соответственно эта звезда будет располагаться выше, чем основное распределение. Так выявляются кандидаты в переменные звезды. Данный метод поиска переменных звезд применяется и для предварительно оцифрованных астрономических фотоархивов. Полученные фотометрические ряды кандидатов в переменные звезды исследуются на переменность (определение типа переменности, нахождение периода для периодических звезд, эпоха максимума или минимума блеска и их значения).

В обсерватории Сибирского государственного аэрокосмического университета в течение периода август-ноябрь 2011г. получен наблюдательный материал, по которому выявлено более 200 кандидатов в переменные звезды. Поиск проводился на площадке размером 2,25х2,25 градуса, с координатами центра =22h50m, =+50°00' (созвездие Lacerta). Наблюдательный материал получен на телескопе диаметром 400мм (фокусное расстояние 915мм). В качестве фотоприемной аппаратуры использовалась ПЗС-камера FLI ML- (3056х3056 пикселей, размер пикселя12х12 мкм). Все ПЗС-снимки получены в интегральном свете.

В нашем случае для поиска переменных звезд использовались программы VAST и C-Munipack. Все выявленные кандидаты проверялись на известность в Общем каталоге переменных звезд (ОКПЗ) и Международном регистре переменных звезд (VSX). Исследование на периодичность проводилось в программе WinEfk В.П. Горанского.

На выбранном участке было выявлено более 200 новых переменных звезд, среди которых более звезд являются затменно-переменными, 4 звезды переменные типа RR Лиры (рис.2), 12 звезд переменные типа DSCT (рис.3), остальные выявленные переменные звезды имеют медленное изменение блеска. Для уверенной классификации последних требуется дополнительный наблюдательный материал, охватывающий больший период наблюдений.

рис.1. Кривые блеска затменно-переменных звезд, приведенные к одному периоду рис.2. Кривая блеска, приведенная к одному периоду рис.3. Кривая блеска приведенная к одному периоду Распределение областей генерации излучения на разных частотах Пущинская радиоастрономическая обсерватория Астрокосмического центра В работе [1] предложен метод вычисления углов ( и ), образованных осью вращения с магнитным моментом нейтронной звезды и с лучом зрения наблюдателя, на основе решения системы из трёх уравнений.

Величина n = /( ), входящая в эти уравнения, показывает, во сколько раз полуширина конуса излучения больше минимального расстояния луча зрения от центра этого конуса. Значение n оценивается по наблюдаемой форме профиля импульса пульсара. При сделанных в работе [2] предположениях система этих уравнений позволяет вычислить три неизвестные —, и.

При дипольной структуре магнитного поля минимальное угловое расстояние ( – ) луча зрения относительно центра конуса излучения для конкретного пульсара остаётся одинаковым на всех частотах, а угловой радиус самого конуса увеличивается с удалением от поверхности нейтронной звезды (на более низких частотах). Поэтому с уменьшением частоты величина n должна возрастать. Для конкретного пульсара при дипольном магнитном поле величины – и фиксированы и значение производной С на всех уровнях магнитосферы должно быть одинаковым. Для дипольного поля Полученные нами из непосредственных наблюдений превышения 20 над 10 подтверждают справедливость основного предположения всех моделей радиопульсаров о генерации более низких частот на больших расстояниях от нейтронной звезды.

Используя обычно применяемое при дипольном поле равенство r rLC, для конкретного пульсара:

Это выражение даёт возможность вычислить относительное расположение уровней генерации излучения на волнах 10 и 20 см. Статистические зависимости, полученные нами в ранних работах, позволяют определить среднее для всех пульсаров выборки отношение, равное 1,26. Результаты вычислений показывают, что r20/r может приближаться к 2. Для ряда пульсаров с точностью до ошибок r20/r10 = 1. Однако эти объекты имеют достаточно короткие периоды и, вполне возможно, что их излучение генерируется на всех частотах вблизи светового цилиндра с почти одинаковой шириной импульса на 20 и 10 см.

В случае произвольного наклона оси диполя к оси вращения угловой размер конуса излучения может быть другим. Выражение для угловой ширины конуса излучения имеет вид:

проведенном здесь рассмотрении сечение конуса считалось круговым, и уменьшение его углового радиуса с увеличением угла оказывается одинаковым по всем направлениям.

При определении относительного расположения уровней генерации излучения на разных частотах с использованием уравнения силовой линии множитель () выпадает. Однако для оценки абсолютного расстояния уровня от нейтронной звезды этот множитель может стать существенным.

Оценим абсолютные значения r20 и r10. Одна из возможностей для такой оценки связана с использованием статистических зависимостей (Р) (см. [3]). Так, выражение:

даёт:

При получении численного коэффициента в (5) полагалось R* = 10 км. Определив уровень генерации на одной из частот (1,5 или 3 ГГц), уровень для второй частоты может быть вычислен из соотношения:

Другая возможность связана с предположением о том, что генерация излучения на данном уровне осуществляется на плазменной частоте в результате развития двухпотоковой неустойчивости. Циклотронная неустойчивость может развиваться на больших расстояниях от поверхности, близко к световому цилиндру.

При оценке уровня генерации излучения на данной частоте полагали, что магнитное поле в области генерации имеет дипольную структуру, значительная часть энергии первичного пучка передаётся вторичной электрон-позитронной плазме, а плотность первичного пучка равна плотности Голдрайха-Джулиана [4].

При сделанных предположениях расстояние соответствующего уровня до центра нейтронной звезды определяется следующим выражением:

Для использованных длин волн при В12 =1 и Р=1 сек (r/R*)3ГГц=40, (r/R*)1,5ГГц=63. Эти значения хорошо согласуются с полученными ранее значениями.

Для оценок инкремента двухпотоковой неустойчивости в области генерации этих частот была использована модель Усова [4]. Считая, что с поверхности нейтронной звезды испускаются последовательно тонкие плазменные слои, расстояние между которыми порядка радиуса нейтронной звезды, расстояние, на котором «пучок» догонит плазму, r = 18 — 200R*, т.е., в тех областях, где формируется излучение на высоких частотах. Предположение о наличии плазменных слоёв не является обязательным. Взаимодействие этих потоков может приводить к развитию неустойчивости магнитосферной плазмы. Оценки изменения амплитуды ленгмюровских волн за счёт развития двухпотоковой неустойчивости показали, что для найденных выше уровней генерации амплитуда волн увеличивается в десятки миллионов раз. Этот результат даёт основание утверждать, что энергии волн вполне достаточно, чтобы объяснить генерацию когерентного радиоизлучения на соответствующих частотах.

Список публикаций:

[1] И.Ф.Малов. Радиопульсары. «Наука», М. (2004).

[2] И.Ф.Малов, Е.Б.Никитина. Астрон. Ж., Т. 88, С. 954 (2011).

[3]И.Ф. Малов, Е.Б. Никитина. Астрон. Ж., Т. 88, С.22 (2011).

[4] P.Goldreich, W.H.Julian. Astrophys. J. 157, 869 (1969).

[5] В.В.Усов. Астрон. Цирк., №1431, С.1 (1986) Анализ интегральных потоков электронов на орбите Н=20000 км в минимуме 23-го Границкий Лев Васильевич, д.ф.-м.н., Максимов Игорь Александрович, д.т.н.

Анализируемый интервал работы КА приходится на период минимума 23-го цикла солнечной активности. Рассматриваемый период работы аппаратуры контроля внешней среды (АКВС) (минимум 23-го цикла солнечной активности (СА)) отличался очень низкой солнечной активностью. Не было ни одной солнечной вспышки, сопровождавшейся генерацией солнечных протонов. По данным ИСЗ GOES потоки протонов с энергией 10 МэВ находились на уровне фона.

Геомагнитная активность в рассматриваемом периоде была на слабом и умеренном уровне.

В данной работе были поставлены задачи, такие как обработка, анализ и систематизация данных, полученных с аппаратуры АКВС разработки НГУ, установленной на спутник с орбитой Н=20000 км, в минимуме 23-го цикла солнечной активности, а также получение интегральных потоков электронов на орбите Н=20000 км и дальнейшая их обработка (рис.1-3) с целью сравнения с существующими модельными оценками.

рис.1 Интегральные потоки электронов на орбите Н=20000 км за первый год минимума 23-го цикла СА рис.2 – Интегральные потоки электронов на орбите Н=20000 км за второй год минимума 23-го цикла СА рис.3 – Интегральные потоки электронов на орбите Н=20000 км за третий год минимума 23-го цикла СА В таблице приведены усредненные значения интегральных потоков электронов, полученные экспериментальным путем за три года минимума 23-го цикла СА.

Регистрируемый Экспериментальные Экспериментальные Экспериментальные диапазон энергий данные за первый год данные за второй год данные за третий год (MeV) минимума 23-го цикла СА, минимума 23-го цикла СА, минимума 23-го цикла - показано, что средние за минимум солнечной активности интегральные потоки, полученные экспериментальным путем ниже модельных (сравнение проводилось с моделью AE-8) примерно в 10 раз, что связанно с аномальным минимумом солнечной активности.

- показано, что модель радиации должна корректироваться в зависимости от временного хода солнечной активности. Фактически это предполагает необходимость непосредственных измерений радиации в процессе эксплуатации космических аппаратов на околоземных орбитах.

«*Специализированный авторский курс Л.В.Стрельниковой. (С) Авторские права защищены. Любое воспроизведение программы возможно лишь с письменного разрешения автора. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА УПРАВЛЯЮЩИЙ ПЕРСОНАЛОМ (100 астрономических часов, 1 час = 60 минут) Программа курса состоит из четырёх блоков: Блок 1. Управление персоналом (стр. 2 Программы). Блок 2. Кадровое делопроизводство (стр. 7 Программы). Теоретические и практические аспекты применения трудового законодательства + 1С Зарплата и...»